вторник, 8 апреля 2008 г.

Безопасность строительства стала темой для разговора даже в высших эшелонах власти


Безопасность строительства стала темой для разговора даже в высших эшелонах власти. Семинары на эту тему идут последние полгода почти во всех крупных городах России. Истории с парком «Трансвааль» и с обрушением московского рынка наделали немало шума и стимулировали государственные надзорные органы к более активному контролю. На языке официальном «строить, чтоб не падало людям на голову» называется «управление качеством». Ассоциация «Строймонтаж» провела на эту тему масштабную конференцию, где выступили в числе прочих и официальные лица.

Истории обрушений

Как выяснилось, «Трансваалем» история некачественного строительства в нашей стране совсем не ограничивается. Антон Тавкинь, генеральный директор общероссийского общественного фонда «Центр качества строительства», перечислил целый ряд последствий строительного бума. Ошибки допускались на разных этапах строительства и по разным причинам. Например, к трагедиям привел рост объемов строительства каменных жилых зданий в 30-е годы XX столетия, в том числе широкое применение зимней кладки способом замораживания начиная с 1934 года. После нескольких лет сравнительного благополучия, обусловленного мягкими зимами, внимание строителей к качеству зимней кладки ослабло, что привело к росту числа аварий и это особенно проявилось после холодной зимы 1939–1940 годов.

Переход к сборному домостроению, ставший радикальной перестройкой всего строительного дела, вновь принёс с собой целую серию обрушений. Пока строили 4-5- этажные простейшие крупнопанельные здания с соблюдением необходимой технологии работ, все вроде шло нормально. Но с повышением этажности и сложности конструктивных решений, начиная с 70-х годов прошлого столетия, обрушения крупнопанельных зданий прокатились по всему Советскому Союзу. Как следствие, обрушение 27 февраля 1979 г. в Ленинграде 15-этажного крупнопанельного жилого дома серии ЛГ-600.

То же относится, по мнению Антона Тавкиня, относится и к строительству метрополитенов. Все помнят печальную историю с 2-км перегоном между станциями «Площадь Мужества» и «Лесная» в Санкт-Петербурге. Проблемы начались ещё в 70-е годы в период проходки тоннелей и закончились в 1995 году прекращением эксплуатации перегона, что вынудило прокладывать тоннели заново. Работы были закончены лишь через 10 лет.

Сейчас идет новая волна разрушений. Растут объемы строительства - в том числе высотных зданий, зданий сложных форм с большепролетными конструкциями. Применяются новые - недостаточно изученные и проверенные на практике - конструктивные схемы и материалы. Все это сопровождается снижением качества проектирования и строительства, увеличением количества нарушений организационно-правового порядка, что опять приводит к росту и тяжести происходящих аварий. К примеру, это авария 4 февраля 2004 года на здании спортивно-оздоровительного комплекса с аквапарком по ул. Голубинской в г. Москве. Погибли 28 человек, 110 было травмировано. Многим памятно и обрушение 4 июня 2002 года 8-9-этажного кирпичного жилого дома в г. Санкт-Петербурге.

Что делать?

Профессиональное сообщество заинтересовано в том, чтобы ввести стандарты качества. После отмены лицензирования на строительные работы с июля прошлого года, сертификаты качества остаются единственной альтернативой в этой области. Прежде всего, это стандарты ISO серии 9000 - комплект международных стандартов, разработанных Международной организацией по стандартизации (ISO), цель которых внести объективность и согласованность в работу системы управления качеством продукции и процессов, действующей в любой организации.

«Руководству строительной организации следует поставить перед собой задачу получение сертификата, который бы признавался ведущими мировыми игроками на строительном рынке, - считает Александр Куликов, генеральный директор компании “Русский Регистр - Балтийская Инспекция”. - В самом скором времени Россия станет членом ВТО, а значит, придется конкурировать или работать с зарубежными компаниями, которые придут на наш рынок со своим многолетним опытом, технологиями, менеджментом. Отечественные предприятия должны соревноваться с ними на равных, причем не только на внутреннем рынке. Для работы в странах Европейского Союза сертификат обязателен. Сейчас важно не только качественно работать, но и цивилизованно доказать это».

Не все профессионалы уверены в том, что сертификаты каким-то образом могут повлиять на их строительную практику. «Наша компания внедрила стандарт качества ИСО 9000 в 2006 году. Я, как и многие, являюсь скептиком, поэтому долго думал: а нужен ли реально этот сертификат, кроме того, чтобы его повесить на стенку в красивой рамочке? – размышляет Сергей Семкин, генеральный директор ЗАО «Интех». – «В 1990-е годы мы не могли заниматься стратегическим планированием, а занимались, в основном, только ситуационным решением проблем. Следствием такой политики и стало накопление так называемых медвежьих углов, до которых как-то все не доходили руки. Решая задачу по получению стандарта качества, медвежьи углы мы разгребли. Конечно, такой сертификат гораздо проще купить. В готовом виде. И гордо повесить на стену в кабинете. Но я хочу все-таки порекомендовать внедрить эту систему качества в жизнь компании».

Разрабатывать и внедрять у себя системы управления качеством подталкивают и коллеги из-за рубежа. «Иностранцы, с которыми нам приходится работать, очень серьезно подходят к вопросам качества», - рассказывает Игорь Коськин, заместитель генерального директора ЗАО «СМУ-53». По его словам, внедренная система ИСО 2002 очень жизнеспособна: «Мы анализируем слабые места, облегчаем работу прорабам, начальникам подразделений, занимаемся разработкой документов, описанием специальных процессов, совершенствуем документооборот, процесс регистрации документов. Проводится анализ со стороны руководства, причем не только топ-менеджеров, но и начальников подразделений. Все могут высказаться, что облегчает работу компании».

Понятно, что сертификация строительных компаний – большая коммерческая ниша, и именно этот механизм сейчас будет продвигаться как основной в части повышения качетства строительства. Но нельзя не упомянуть и другие, более приземленные способы, которые касаются не менеджмента, а тех, кто действительно работает на стройке. Например, уже через месяц в Петербурге и Ленинградской области пройдет конкурс среди бригад строительных компаний. Эта акция с названием «Строймастер Петербурга» впервые будет проходить между строительными бригадами, а не отдельными мастерами. В течение двух месяцев конкурсная комиссия, объезжая крупные строительные площадки Петербурга и области, будет тестировать специалистов на знание техники безопасности, пожарной безопасности, оценивать качество строительных работ. Итоги конкурса будут подведены накануне Дня строителя, а бригада-победитель, набравшая 40 баллов, помимо получения премий и поощрительных подарков, поедет в Финляндию для обмена опытом с зарубежными коллегами.

Обучать персонал – в том числе и иностранных рабочих – обращению с современной техникой, работе с новыми материалами, самой технике безопасности – тоже необходимая составляющая общего качества строительных работ. Не так давно даже Президент Путин обращал внимание на повышение уровня качества в строительстве и призывал принимать для этого всевозможные меры. Масла в огонь подливают и случаи, когда из-за рабочих с низкой квалификацией происходят трагедии – такие, как недавний взрыв в Москве, произошедший из-за неправильной работы с газовой сваркой. Остается надеяться, что модно станет не только говорить о повышении качества, но и реально улучшать существующее положение дел на стройках.

Елена Горелкина

Restate.ru

Комментариев нет: